понедельник, 10 июня 2013 г.

Гагарин. Первый в космосе. Или мой не состоявшийся дебют в большом кино.


Вчера у нас состоялась премьера фильма "Гагарин. Первый в космосе." 11 декабря 2011 года я и три моих друга принимали участие в съемках этого фильма, часть эпизодов которого снималось в Крыму, в районе города Евпатория. Так как мой блог в основном посвещен CG, то людям заинтересованым я советую посмотреть сам фильм и сравнить финальный результат с тем на фоне чего это все снималось (фотографии внизу поста). Те кому интересна история того как мы туда попали и как протекал сам процесс съемок читаем под катом.





Основные действующие лица:

Степанов Александр Владимирович. (младший научный сотрудник)
Пунин Николай Сергеевич (отважный лётчик)
Токар Виталий Сергеевич (дежурный офицер)

В эпизодах:

Стеклов Владимир Александрович - (Каманин Николай Петрович)
Пархоменко Павел Адольфович - (Режиссер-постановщик)
Филатов (как зовут к сожалению не знаю) - (Королёв Сергей Павлович)

Хочется сразу сказать что дни накануне 11 декабря 2011 года были
пропитанными эпохой Советского Союза. Еще в пятницу мы присутствовали в
пивном ресторане "Гаштет" на тематической вечеринке с названием "Рожденные
в СССР", где ближе к финалу за победу в конкурсе за знание эстрадной песни
Советского Союза были приняты в октябрята (я повторно, все остальные
впервые) и награжедны соответствующими значками, которых я уже не видел с
середины 90-х, а Ольга Дудник которая была в тот вечер с нами была сразу же
отправленна в комсомол. Не знаю почему, но она не выглядела преданой партии
и намного старше нас. В процессе этого ячменного безобразия у нас зашел
разговор а пиве и других слабоалкогольных напитках . Перечислять все виды
напитков нет смысла, но важную роль для воскресных съемок, как оказалось,
имел напиток под названием "MEDOVARUS", ибо для того чтобы вспомнить его
название мне пришлось позвонить своему старому и хорошему знакомому,
который пригласил нас троих в субботу в гости, посидеть и попить коньячку.
Стоит отметить что в пятницу он забыл уточнить что этого самого коньячку у
него оказалось пять литров. После празднования зачисления в ряды октябрят
утро и день в субботу проходил не очень ярко и бодро. и лишь с наступлением
вечера когда мы все снова собрались в гостях первая бутылка коньячку начала
поднимать настроение и улучшать самочувствие. Где-то в конце второй или
началу третьей бутылки, но уже явно ближе к двенадцати ночи нас прервал
звонок телефона Коляна:
- Алло. Привет. Сняться в кино? - говорит Колян поднимая на Виталика свой
пьяно-стеклянный взгляд.
- А вдвоем можно? - продолжает он перекидывая свой взгляд с Виталика на
меня.
- А если нас будет трое? - и после не очень долгой паузы, как потом
оказалось на том конце связи решали нужно им трое или это уже слишком.
-Хорошо, в шесть утра сто пудова будем. - сказал Колян и положил трубку.
-А про что хоть кино,то? - сразу же пытается выяснить Виталик.
-Да про что у нас могут снимать? - перебиваю его я - Про войну конечно
же. Сто пуддова для массовки не хватает десяток злобных фашистов, дойчен
зольдатен, унтер офисирен или как их там.
Вобщем наш разговор оживился. Перспектива пофоткаться со шмайсером в
немецкой форме и изрядное алкогольное опьянение вселяло оптимизм
надвигавшемуся на нас мероприятию и со словами "Говно вопрос!
Хули той жизни. Едим...!!!" мы решили расходится по домам дабы не проспать
в пьяном угаре назначеное время. Разошлись мы только после того как сами не
зная зачем зашли в бильярдную где отдыхали наши знакомые, которым мы с
Веталем помогли допить их коньяк. Хотя по другой версии нас уже попросту
попёрли оттуда так как заведение закрывалось.
Прозвонивший в пять утра будильник застал меня перед дилемой: А хорошо ли
мне настолько чтобы идти в актеры или все же настолько плохо чтобы проспать
свой звездный час. Казалось что голос говоривший в телефоне "в данный
момент нэмае звьязку с тэлэфоном вашого абонэнту" при попытке дозвонится
друзьям указывал на правильность выбора второго варианта, но раздавшийся
через минуту звонок со словами "мы уже выходим" расставил все точки над
"i". Быстро одеваюсь и выхожу навстречу. Встретив Колюню и Витоса мы
обнаружили что опаздываем и к шести не успеваем. Мы прибавили ходу, шаг на
грани легкой побежки не доставлял никому удовольствия и казалось
окончательно обезвожил наши и так страдавшие тяжелым похмельем тела. Место
встречи поначалу начало нас разочаровывать ибо не было видно ни души. но
обнаруженная под стеклом у одного из автомобилей табличка с надписью
"Киносъемочная" вселяла оптимизм. Не зная что делать дальше мы решили
купить водички ибо сушняк после пробежки усилился в разы. Купленая
Виталиком пол литровая бутылка "Bon Aqua" разлетелась так быстро, что я
подумал что мы купили ее уже пустой, так как лично я не почувствовал
разницы между "до нее" и "после". С местом не прогадали и уже через десять
минут началась суета. Народ подходил и подходил, завелись грузовики
открылась костюмерная. Стоим ждем. Открывается дверь и голос костюмерши
командует следующие два три человека. Заходим и нас сразу же останавливают
-Вы вчера были? - спрашивает помощница.
-Нет. - отвечают три еще далеко не трезвых тела
-Тогда свободны. Вышли и ждем на улице.
Ждать стоя с жесткого бодуна пока нам скажут нужны мы или нет было ужасным
времяприпровождением и если чесно у всех уже появилось желание свалить
домой и спать. Но тут вовремя подошел Эдик, он я так понял отвечал за
массовку. Он собрал всех новеньких и сказал никому не расходиться и ждать,
и что как только закончат одевать тех кто был вчера и на кого уже подобраны
костюмы, займутся нами. Около семи выходят костюмер с Эдиком и я слышу их
диалог, о том что солдат им больше не надо. Нужны связист и ученные. Я
повернувшись и посмотрев на Коляна больше не смог сдерживать смех.
Заливаясь от смеха говорю Веталю:
-Веталь прикинь Колян - ученный. нет ты только представь он и ученный!!!
Мгновенно Веталь хватается за живот и начинает ржать (Суть этого апофеоза
поймет только тот кто хорошо с Коляном знаком). Последующие пол часа прошли
довольно весело. Достаточно было только посмотреть на Колю и представить
его ученным и пару минут нашего с Виталиком смеха были обеспечены. Вобщем
пришел наш черед. Глаз у костюмеров был намётан настолько, что им было
достаточно одного взгляда и они сразу знали что на кого одевать. Витоса
сразу же одели в связисты, но связистом ему так и не довелось стать. Хотя
как потом оказалось на съемках роль связиста обеспечивала ему наверно
минутное нахождение в кадре крупным планом вместе со Стекловым игравшим
Каманина. Но об этом позже. Нас с коляном как и предпологалось одели в
гражданских.
-Вас там подстригут под формат фильма, Вы согласны? - говорит нам одна из
женщин.
-Нет, если надо стричся, то я сниматься не буду- начинает бурчать Колюня.
-Тогда свободны.- слышим вполне очевидный ответ.
-Да подстрижется, куда он денется!!!- говорю я толкая его в спину
навстречу женщине которая держит его костюм.
Одевавшая на меня рубашку поверх свитера костюмерша столкнулась с моим
выдохом, после чего сразу отпрянула от меня на полтора шага назад с
вопросом:
-Вы что вчера отмечали?
-Это уже не важно - отвечаю я. Ну а что я должен был ей ответить? что мы
пол ночи жарили коньяк пока какой-то неизвестный не позвонил и не предложил
нам сняться в кино?
И вот спустя 10 - 15 минут. из костюмерной выходит связист и два
гражданских ученных и направляются к уже подъехавшему автобусу. Возле
Автобуса знакомимся с Ильей, который уже третий день снимается и
рассказывает нам о том какими долгими и холодными были ночные съемки. От
него и узнаем что фильм не про войну как я сначала подумал, а про Гагарина.
Садимся в автобус и едем к месту съемки в село Карьерное. Подъезжаем и
видим масштаб съемки. Старые автобусы и верх бутафорской ракеты носителя
примерно слепленой до половины. спускаемся в заброшеный карьер на котором
расчищена большая плащадка, стоят две старые "волги", две "Победы",
построен бункер и часть ракеты вместе со стартовой площадкой которая будет
попадать в кадр. Нас подвозят на дальний план чтобы не мешать вот вот
начнувшимся съемкам. Выходим. я как тридэшник с бодуна пытаюсь представить
конечный результат. Что где сотрут, а что где дорисуют. Новеньких сразу же
 ведут на стрижку. Всё рядом. Далеко идти не пришлось. Захожу в гримерку, где
за меня сразу же берется стильный и эпотажный гример-парихмахер.
-Много времени на новеньких уйдет? - спрашивает кто-то у меня за спиной.
-да, нет щас все быстро сделаем! - уверено отвечает стилист
-это к вам еще Колян не заходил....- отчаяным голосом констатирую я.
Тут в соседнем кресле начинает бурчать мужичок. Мол так и так, а можно я не
буду стричся у меня ведь нормальная прическа. Его парикмахерша начинает
слегка нервничать и пытается ему объяснить что вас предупреждали и т.д. Тут
ее перебивает мой стилист и говорит:
-Ну а какие вы думали были прически в 60-м году?
-Одинаковые - перебиваю его я.
-Точно...- смеется он
-Я вообще не парюсь. - говорю я. - на стрижке я уже сэкономил, пожрать
дадут, денег заплатят. Одни плюсы!!
-О!!! Вот таких бы оптимистов нам побольше!! - улыбаясь констатирует мой
парикмахер, который чем то похож на Гребенщикова, сметая с меня кисточкой
волосы. На счет Коляна я не ошибся, потому что я уже начал думать что пока
его закончат стричь, то съемочный день уже закончится. Тут не жданно не
гадано Режиссер-постановщик разглядел в Виталике не связиста а дежурного
офицера, после чего Виталик был назначен на эту роль и практически с самого
утра пошел сниматься. Вскоре из гримерки был освобожден Колян как годный к
съемке. Мы воодушевленно наблюдали как Виталик принимал участие в репетиции
съемки своей сцены. Суть сцены была в следующем: Перед самым стартом к
бункеру подъезжают пять машин из которой выходят Королев, Каманин, маршал и
другие шишки. Затем они проходят в бункер, за ними часовой и Виталик
который закрывает дверь в бункер. На съемках и репетиции как потом
рассказывал Виталик долго не могли определиться какой из машин или кому в
частности он, дежурный офицер, и охранник должны отдавать честь. поэтому и
репитировали и снимали по разному. То только Королеву с Каманиным когда они
выходили из машины, то как только машина подъедит, то каждой из проезжающей
машин с небольшим разворотом туловища. К слову сказать, все же первый
съемочный дубль запорол именно Виталик вообще забыв отдать честь кому либо.
Мы тем временем С Колей посмееваясь над этим курьезом познакомились с милой
и приятной девушкой по имени Алиса, у которой было очень знакомое лицо и у
меня складывалось впечатление что я уже ее где то видел на экране. Как
оказалась она была из съемочной бригады и знала всех актеров принимавших
участие в съемке. Позже стало ясно что и актеры тоже ее очень хорошо знали.
Даже когда Стеклов отыграв свою роль уезжал со съемочной площадки, именно
Алиса была той с кем он последний разговаривал обсуждая какие-то детали. В
нашу дискуссию вмешалась одна из костюмерш и какой-то актер, чью фамилию я
к сожалению забыл. Актер этот продолжал быть актером даже просто в нашем
формате ибо когда я спросил его "а вы актёр", он ответил " нет, ну что вы.
Я любимый муж этой девушки". Правда когда он ушел в гримерку Алиса
рассказала нам что это очень известный актёр по такой-то там фамилии и мы
не упустили возможности с ним сфотографироваться когда он вернулся. Тем
временем костюмерша была поражена образом в который нарядили Коляна и
усердно пыталась вспомнить на какого актера он был похож как две капли
воды.
-Алиса, ну скажи на кого он похож? ну он работает в театре Маяковского,
снимался в кино правда не вспомню сразу в каких фильмах.
-Скажите, я не узнаю вас в гриме, Вы кто?....- шутит Алиса цитируя режиссера Якина.
Я тем временем подхватив волну пытаюсь пропиарить Коляна рассказывая о том
что если вдруг актер заболеет или потребует высокий гонорар то Колян его с
удовольствием заменит, что готов работать почти за еду, что телефон вы
записали и в случае любой необходимости сразу же звоните, не стесняйтесь.
Минут через пять костюмерша наконец-таки вспоминает и говорит
-Спиваковский, его фамилия Спиваковский.
В перерывах между дублями в которых все еще снимался Виталик, возле нас
показался Филатов, который давал инетрвью и рассказывал о том что Стеклов
был человеком который в свое время был непосредственно связан с космосом.
То ли должен был лететь, то ли как то был с этим связан. Точно не скажу, но
как я понял тема эта ему близка как никому другому на съемочной площадке.
Вскоре в нашем районе появился и сам Стеклов и мы поспешили с ним
сфотагрофироваться. Через некоторое время слышу по рации, которые были
чуть ли не у каждого подразделения по всей съемочной площадке, голос
Пархоменко о том что для последующих дублей им понадобится масовка. Возле
нас все зашевилились начали объяснять кому куда идти и где занимать места.
Подошел Павел Пархоменко и собрал всех новеньких. Построил в линию и стал
просто, четко, кратко объяснять суть наших небольших ролей
-Вы, уважаемая интеллигенция, - говорит он - гражданские ученные, которые
принимали непосредственное участие в создании этой ракеты, и за свой
непосильный вклад и труд были приглашены понаблюдать за полетом ракеты,
сюда в бункер.
Затем он оценивающе прошелся по нашим образам
-так, это хорошо, отлично, нормально, угу, так, так, ага, но эти двое, ну
еще те ученые... - смеясь говорит он словами полными сарказма и указывая
вытянутой на нас рукой.
Затем он подходит к Коляну смеется и говорит
-Не ну вы посмотрите какой эпотажный образ, вы только гляньте, но к
сожалению не для формата нашего фильма. Иди передевайся. - указывая жестом
на костюмеров, через пару секунд добавляет - Только обязательно
сфотографируйте его для меня, только обязательно.
Так Колян из ученых был разжалован в отважного летчика.
Затем Пархоменко оценивающе посмотрел на меня в фас и профиль несколько раз
сказал
- А нет, хотя этот пойдет. ну все прошу всех на площадку.
Следующая сцена была последней в тот съемочный день, но состояла из
большого количества дублей ближнего и дальнего планов, дублей в которых
камера фиксировала отдельные группы и действия участников сцены. Поэтому в
течении оставшегося дня все повторялось снова и снова. нам быстро
объясняют кто что должен делать, и сюжет последующих сценок заключался в
следующем:
Спустя два часа после старта из жаркого бункера выбегают с полтора десятка
солдат и офицеров а также с десяток летчиков. Кто-то из них сразу же бежит
справить нужду, кто-то жалуется на то что целых два часа прошло без курева
и все закуривают. За солдатами выходим мы, ученные и одевая на ходу верхнюю
одежду идем в сторону подъехавших машин. Затем выходит какой-то человек в
синем костюме, которого играет актер который веселил нас с Алисой, и уходит
в сторону где упершись на камни не может сдержать слез то ли радости, то ли
напряжения. За ним выходит Королев и идет его успокоить. Затем еще группа
из четырех гражданских, Каманин и связист с телфоном которые подходят к
камере. Каманин берет трубку и говорит.
- Да, Каманин. Да, да вы все правильно поняли. И имейте ввиду космонавта
не трогать, не обнимать, не целовать. Это приказ. Отвечаете головой. До
встречи в Куйбышеве - кладет трубку и идет к машине, а связист с апаратом
возвращается в бункер.
Вся это сцена снималась за несколько дублей. Сначала ближним и дальним
планом как выбегают только солдаты. Затем солдаты и ученные за ними. Потом
выход человека в синем костюме, Королев и вторая группа ученых. Потом
отдельно Каманин и связист и все это ближними и дальними планами. Затем
отдельно сблизи как Королев успокаивает человека в синем. Я успел
поучавствовать в съемках при выходе и превой и второй групп ученных.
Надеюсь при монтаже оставят хоть в одной. Начались репетиции. Во время
репетиций нас поставили за бункер, так как в фанерной бутафории, небольшое
место где можно было стоять было только у входа и внутри было очень тесно.
-Начали! - командует режиссер - Солдаты выбегаем активнее. так хорошо.
Пошла интеллегенция! чуть быстрее, улыбаемся.
И так несколько раз. Затем, начались съемки. Теперь мы уже все теснились в
бункере. Слышу по рации которая была и в бункере последние команды
режиссера и затем: "плэйбэк..., мотор..., камера..., приготовились...,
начали!!!". Открывается дверь и передо мной начинают выбегать солдаты и
летчики, среди которых есть и Колян и Веталь. Мы следом приближаемся к
выходу. Выходит первая пара ученных, я переступаю порог и вот он -
МАЛЕНЬКИЙ ДЕБЮТ В БОЛЬШОМ КИНО... боковым зрением вижу как работают камеры
на которые мы идем и заходим за них.
-Стоп, снято. Еще раз. Все на исходные. - командует режиссер.
И так четыре или пять раз. Затем сценаристы объявляют что у ученых есть пол
часа перерыва и они могут идти пообедать. Нам можно сказать повезло, так
как эта сцена снималась еще около двух часов и только потом отпустили на
обед всех остальных. Пока мы обедали, не далеко от нас Владимир Стеклов
давал интервью. я стал за камерой и смог послушать о том каким был вклад,
по его мнению, его персонажа для космонавтики и с какими проблемами сегодня
сталкивается человек при освоении космоса. Затем нас снова вызвали на
площадку где сразу же отсеяли тех у кого был запоминающийся образ. Я к
счастью в их число не попал и последовал в бункер где сыграл в сцене с
Королевым и второй группой ученых шедших к поданым автомобилям. Собственно
на этом мой дебют в кино закончился, но не закончился для моих друзей.
Следующей сценой снимали Каманина со связистом, которого изначально должен
был сыграть Виталик. В кадр попадала группа отдельно стоявших летчиков из
которых Пархоменко больше всех понравился Колян, которого он попросил
немного отойти от группы и стать ближе к Стеклову и когда тот будет
докладывать, повернутся и слегка улыбаясь слушать о чем он говорит. Тут я
действительно смог оценить талант Стеклова. То как харизматично он играл и
кстати внес небольшие изменения в свой текст. Изначально он должен был
снять трубку и сказать " И имейте ввиду космонавта не трогать, не обнимать,
не целовать. и т.д.". После первого дубля Стеклов подзывает Пархоменко и
говорит
- Паша эта фраза вырвана из контекста. А то что же я поднимаю трубку и
говорю "и имейте ввиду...". Может давай как нибудь так: Да, Каманин. Да, да
вы все правильно поняли. И имейте ввиду космонавта не трогать, не обнимать,
не целовать. Это приказ...
Пархоменко соглашается и принимает изменения
Вскоре наврное к часам трем дня настало время обеда и перерыва для всех
остальных.
Через пол часа снова вызвали массовиков игравших военных. Виталик снова
ушел сниматься в сцене где Королев садиться в машину которая трогается и
сигналит на встречу разбегающимся в сторону солдатам. Мы тем временем с
отважным летчиком пошли фотографироваться и через некоторое время к нам
присоединился дежурный офицер. Через двадцать минут нас ждала дорога домой.
Вот так и прошел наш первый в жизни съемочный день в большом кино....

P.S. В самом фильме крупным планом засветился только Колян и Виталик. Помню режиссер говорил, что у Виталика типичный типаж военного, а Колян из всех летчиков самый лучший. Видимо мой типаж не создавал впечатления человека образованного и с высшим образованием. Выходит зря учился в ВУЗе. Обидно, однако...

стартовая площадка космодрома Байконур в селе Карьерное

непосредственно съемка дубля. Через мгновенье Королев сядет в черную волгу стоящую справа за кадром и машина поедет на встречу разбегающимся влево солдатам

младший научный сотрудник на фоне плодов его деятельности...

ТРИ КАДРА В КАДРЕ - дежурный офицер, отважный летчик и младший научный сотрудник

автобусы ГАЗ и ЛАЗ той эпохи

младшие научные сотрудники на фоне стартовой площадки. Именно в этом образе Колян больше всего понравился Пархоменко

Виталик за пять минут до его первой роли в кино

В компании Владимира Александровича Стеклова. Хороший мужик. Очень отзывчивый и харизматичный. На съемочной площадке произвел незабываемое впечатление. на меня по крайней мере. Никому не отказывал в фотографии

с Филатовым после интервью. Нормальный мужик. Любезный и вполне контактный

младший научный сотрудник и актер чьего героя успокаивал Королев в сцене выхода из бункера

Милая и приятная девушка Алиса в компании младшего научного сотрудника

ялта-фильм

















Комментариев нет:

Отправить комментарий